+7 (343) 383 59 64

pravobez@mail.ru



Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС

2018-06-11

Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) установлено, что место реализации маркетинговых услуг для целей исчисления НДС определяется по месту деятельности покупателя.

Это правило распространяется только на закрытый перечень услуг. Однако на практике определить, относится ли конкретная оказанная услуга к перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, бывает затруднительно. Для целей применения этой нормы приведены определения инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации, однако нет, например, определения маркетинговых услуг, что приводит к налоговым спорам.

В письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 Минфин России рекомендовал при отнесении услуг к маркетинговым руководствоваться разъяснением ФНС России, согласованным с Минфином России и доведенным до налоговых органов письмом от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@. В этом письме специалисты ФНС России сделали вывод о том, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в соответствующей подгруппе ОКВЭД. С 1 января 2017 года этому коду соответствует услуги из группировки 73.20.1 "Исследование конъюнктуры рынка" по ОКВЭД 2), которые могут предполагать осуществление следующих процедур:

- определение размера и характера рынка;

- расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

- анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

- учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

- определение степени насыщенности рынка и т.д.;

- сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;

- исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

- наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;

- анализ внешних факторов развития рынка.

Примечание

Если фактическим покупателем маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, то местом реализации указанных работ территория РФ не признается, и, соответственно, такие работы НДС в России не облагаются, независимо от наличия у данной иностранной организации представительства на территории РФ (см. письмо Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135).

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг), если иное не предусмотрено п. 5 ст. 148 НК РФ, является контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). При этом при проверках расходов на маркетинговые услуги налоговые органы особое внимание уделяют отчету по услугам, ссылаясь например, на Международный кодекс маркетинговых исследований (МКМИ), применение которого в РФ не является обязательным. Например, в акте (отчете) об оказании маркетингового исследования, по мнению налоговых органов, должно быть указано:

- для кого и кем проводилось исследование;

- цель исследования;

- название фирм, которые проводили исследование;

- описание предполагаемого и фактического охвата проблем;

- описание метода изучения предмета исследования и деталей этого метода;

- выводы, полученные в результате.

Смотрите также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.02.2011 по делу N А78-2714/2010, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 N А05-10581/2008.

Внимание

Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IVПротокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии Протоколом. Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в частности, маркетинговые услуги, под которыми понимаются услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны



AutoPlanetPro GO TO Rest iBrain