Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Место реализации инжиниринговых услуг для целей НДС

2018-06-11

Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) установлено, что место реализации инжиниринговых услуг для целей исчисления НДС определяется по месту деятельности покупателя.

Это правило распространяется только на закрытый перечень услуг. Для целей применения ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

В приказах Росстата от 01.12.2015 N 596, от 26.12.2014 N 725 дана более подробная характеристика инжиниринговых услуг. В частности, под инжинирингом понимается выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов. Комплекс инжиниринговых услуг включает, во-первых, технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. К ним относятся: проведение предпроектных работ и научных исследований, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов, разработка технической документации, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии, послепроектные услуги при монтаже и пуско-наладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта, например, анализа экологических проблем и прочее. Во-вторых, общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс производства на объекте, включая консультации и авторский надзор за оборудованием, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения, установка и использование лицензионного программного обеспечения и их дальнейшее сопровождение и др. В комплекс инжиниринговых услуг не включается стоимость машин и оборудования, поставляемых при экспорте или импорте товаров.

Отдельные услуги могут рассматриваться как вспомогательные в силу п. 3 ст. 148 НК РФ. Так, местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранному заказчику, территория РФ не признается, и оказание проектных услуг не является объектом обложения НДС на территории РФ (см. письма Минфина России от 16.01.2009 N 03-07-08/03, МНС России от 12.03.2003 N 23-2-12/10-340-И709, от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15). При этом услуги по авторскому надзору носят вспомогательный характер по отношению к услугам по подготовке проектной документации (см. письма Минфина России от 18.12.2014 N 03-07-08/65464, от 30.12.2010 N 03-07-08/377, от 21.10.2010 N 03-07-08/298). Местом реализации инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах и не имеющей представительства в РФ, территория России не признается и такие услуги объектом налогообложения НДС в РФ не являются (см. также письма Минфина России от 17.12.2014 N 03-07-08/65338, от 20.05.2013 N 03-07-08/17787).

По поводу применения норм ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам, оказанным за пределами РФ, Минфин России высказался в письмах от 06.02.2012 N 03-07-08/29, от 27.02.2012 N 03-07-08/46. Инжиниринговые услуги, оказываемые по договору одной российской организацией другой российской организации, в том числе связанные с объектом недвижимости, находящимся на территории иностранного государства, облагаются НДС в России в общеустановленном порядке. Инжиниринговые услуги, оказываемые российской организацией филиалу другой российской организации, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства и состоящему на налоговом учете в этом государстве, объектом налогообложения НДС в РФ не являются (см. письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-07-08/284), как и инжиниринговые услуги, приобретаемые постоянным учреждением российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, у иностранных организаций (см. письмо Минфина России от 26.11.2013 N 03-07-08/51099).

Если инжиниринговые услуги оказывает иностранная организация российской организации, то местом их реализации признается территория РФ. Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной организации инжиниринговые услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет РФ налог на добавленную стоимость (см. письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-13/01-50)

Напомним, что в соответствии со вторым абзацем пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в этом подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании:

- места, указанного в учредительных документах организации,

- места управления организации,

- места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа,

- места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство),

- места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым - семнадцатым пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Внимание

Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IVПротокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии Протоколом. Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в частности, инжиниринговые услуги.



назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны