Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуДостаточно часто при взаимоотношениях с таможенными органами возникает ощущение, что Ваши права наглым образом нарушены, и Вы испытываете потребность «сесть за пулемет» и настрочить жалобу.
Регулярные за последние 10 лет частной практики встречи со страждущими показывают, что желающие излить душу на бумагу впервые, допускают типичные ошибки и мы постараемся объяснить как их избежать. Сразу оговоримся, что речь НЕ ИДЕТ о нарушениях не связанных с расследованием уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
ЧТО ИМЕННО ОБЖАЛУЕМ?
До того как начинать оспаривание, желательно понять, что именно произошло и какое именно действие (бездействие) или решение нарушает ваши права, и какие именно права.
Решения таможни изложены в документах, которые не всегда могут носить название «решение», как например решение о корректировке таможенной стоимости или решение о классификации.
Решение может быть выражено (формализовано) в проставлении каких либо отметок в документах, например в декларации на товары или в бланке корректировки декларации на товаре или бланке декларации таможенной стоимости. Например может быть проставлен штамп «отказано в выпуске», «ТС подлежит корректировке», «ТС принята», «выпуск разрешен» и т.д.
Решение может быть выражено в письме от отказе в рассмотрении Вашего заявления, например заявления о возврате излишне взысканных платежей или внесении изменений в декларацию на товары.
Бездействие таможенного органа как правило выражается в том, что в установленный срок таможенный орган не совершает какого либо действия которое обязан совершить в силу межгосударственного соглашения, федерального закона и нормативного документа прошедшего государственную регистрацию.
Незаконные действия как правило выражаются в направлении требований об уплате таможенных платежей, внесении в акты досмотра или осмотра недостоверных сведений, нарушении процедуры совершения операций.
Тратить время на оспаривание действий и решений таможенных органов не порождающих для Вас правовых последствий не имеет смысла.
Для участника ВЭД важно, чтобы:
– товар был помещен под таможенную процедуру (предоставлена возможность распоряжаться товаром), и помещен в установленный законом срок.
– не были излишне начислены таможенные платежи;
– к товару не были применены излишние запреты и ограничения;
– на этапе предшествующем декларированию были выданы правильные предварительные решения о классификации, решения о возможности декларирования многокомпонентных товаров по одному коду и т.д..
– специальные субъекты включены (включены в срок) в реестры (таможенных представителей, СВХ, УЭП и т.д.).
– мероприятия связанные с таможенным контролем не повлекли для участника ВЭД необоснованных затрат.
Соответственно если для участника ВЭД возникли последствия лишающие его возможности распоряжаться товаром, повлекшие излишнее начисление платежей, повлекшие избыточные расходы связанные представлением товара к таможенному контролю, или повлекшие невозможность ведения деятельности требующей включение в реестр, то необходимо обжаловать действия и решения непосредственно явившиеся причиной неприятностей.
Итак, если не удалось зарегистрировать декларацию, оспариваем отказ в регистрации;
Если товар не выпустили – оспариваем отказ в выпуске товара;
Если товар не выпустили в срок установленный статьей 196 ТК ТС – оспариваем бездействие связанное с не выпуском товара в срок;
Если таможенный орган решил изменить классификационный код товара, что влияет на применение запретов и ограничений или на начисление пошлины, оспариваем решение о классификации. Если в результате вынесения решения о классификации отказано в выпуске, то оспариваем также и отказ в выпуске товара.
Если таможенный орган изменил таможенную стоимость, оспариваем решение о корректировке таможенной стоимости. Если в результате корректировки таможенной стоимости не хватило денег на выпуск товара, оспариваем еще и отказ в выпуске товара;
Если было принято решение о проведении таможенного контроля (досмотр, осмотр, осмотр с МИДК, наблюдение, экспертиза, отбор проб и образцов), что повлекло для вас затраты связанные с проведением данных мероприятий, оспариваем решения о проведении данных форм контроля. Если в связи с применением этих форм контроля еще и задержали срок выпуска товара, оспариваем нарушение срока выпуска товара.
Если направили жалобу, заявление, письмо, обращение и не получили ответа в срок, обжалуете бездействие, получили отказ обжалуете отказ.
ВНИМАНИЕ, Акты таможенных проверок не оспариваются, поскольку они сами по себе не нарушают права, лиц. Акт не порождает последствий для лица, а вот решения принятые на основании акта камеральной проверки уже можно оспаривать.
Требование об уплате платежей, решения о бесспорном взыскании платежей прямо возлагающие обязанность совершить определенные действия, также можно оспаривать, но желательно (скорее обязательно) в совокупности с документами (действиями и решениями) на основании которых и в которых произведено начисление платежей, например КДТ, решение о классификации, решение о корректировке таможенной стоимости, решение об отказе в применении преференций, решение по результатам таможенной проверки и т.д.
Приведенный выше перечень является примерным, но главное уловить суть и определить чем именно ваши права нарушены.
КУДА ОБЖАЛУЕМ?
Условно «жалобы» можно разделить на 2 основных вида по критерию адресата:
– Жалоба в вышестоящий таможенный орган на действия и решения нижестоящего таможенного органа и их должностных лиц;
– Заявление в Суд общей юрисдикции (СОЮ) или Арбитражный суд (АС) об оспаривании действий и решений таможенных органов;
Также можно выделить не являющие жалобами, но пользующиеся популярностью способы привлечь внимание к проблеме:
– Обращение в вышестоящий таможенный орган о имеющих место нарушениях;
– Заявление в прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования;
– Заявление в уполномоченный орган о привлечении должностного лица таможенного органа к административной ответственности
Рассмотрим подробнее плюсы и минусы приведённых выше способов защиты своих прав
Жалоба в вышестоящий таможенный орган на действия и решения нижестоящего таможенного органа и их должностных лиц
Прежде чем переходить к дальнейшему повествованию, обратимся к первоисточнику регулирующему порядок обжалования в вышестоящий таможенный орган. Очень рекомендую с ним ознакомиться (даже бегло), поскольку системные знания хотя и не всем помогают, но зато никому не мешают.
Итак, Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -ФЗ-311)
Статья 36. Право на обжалование
Статья 37. Порядок обжалования
Статья 38. Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Статья 39. Полномочия лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. Участие представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица
Статья 40. Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
Статья 41. Восстановление срока для обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица
1. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (далее – заявитель), восстанавливается таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.
2. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Статья 42. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.
2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Статья 43. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица
Статья 44. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу
1) если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) если не соблюдены требования, установленные частями 1 и 2 статьи 42 настоящего Федерального закона;
3) если лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
4) если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
5) если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном статьей 39 настоящего Федерального закона;
6) если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
7) если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела;
8) если имеется решение, принятое в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы;
9) если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.
Статья 45. Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Статья 46. Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Статья 47. Сроки рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
Статья 48. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
2) номер решения;
3) дата и место составления решения;
4) должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа);
5) фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;
6) существо обжалуемых решения, действия (бездействие), включая сведения о таможенном органе (должностном лице), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
7) краткое изложение жалобы по существу;
8) доводы и основания для принятия решения по жалобе;
9) принятое по жалобе решение;
10) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
1) признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
1) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение;
2) отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
3) признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу, если такие меры и (или) действия не были приняты (совершены) ранее.
Статья 49. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа
Итак, попытаемся выделить ВАЖНЫЕ моменты на которые следует обратить внимание:
В какой именно орган подавать жалобу, какой орган является вышестоящим?
Таможенные органы, имеют следующую иерархию:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, попросту – Федеральная таможенная служба России;
2) региональные таможенные управления (далее – РТУ), РТУ подчиняются ФТС России, например Южное таможенное управление;
3) таможни (подчиняются РТУ), например Новороссийская таможня;
4) таможенные посты (подчиняются таможням), например Западный таможенный пост Новороссийской таможни.
Данная иерархия закреплена в статье 10 ФЗ-311.
Структура таможенных органов представлена по ссылке http://право-екб.рфindex.php?option=com_centstruct&view=struct&Itemid=1826
Федеральная таможенная служба России расположена по адресу:
121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, Телетайп 611385 VETO RU
Сайт http://www.customs.ru
Должность самого главного в ней лица называется – Руководитель, соответственно все документы направляемые в ФТС России адресуются Руководителю ФТС России. При желании можно указывать и регалии и ФИО Руководителя, но их указание не является обязательным.
Региональные таможенные управления, Таможни и Таможенные посты возглавляются Начальниками, а соответственно все документы направляемые им адресуются Начальнику соответствующего органа.
Верх минимализма, это писать лишь название органа в который отправляете жалобу, например просто Новороссийская таможня или в Новороссийскую таможню. Так тоже можно.
Если Вас обидел конкретный инспектор поста, начальник или заместитель отдела или отделения таможенного органа, то можно обращаться с жалобой к начальнику таможенного органа в котором от состоит на службе или к руководителю ФТС России если это сотрудник ФТС России как головной организации, а не нижестоящего органа. Смысл в подобных жалобах имеет место скорее в случаях личного конфликта с конкретным инспектором который вышел за пределы своих полномочий.
Для ускорения процесса достижения результата, мы рекомендуем все действия должностных лиц конкретного органа обжаловать в вышестоящий таможенный орган, называя эти действия и решения, действиями и решениями таможенного органа как такового, а не конкретного должностного лица.
Кроме того, возможность жаловаться на конкретное должностное лицо не работает, если решение принимает начальник таможенного органа, его заместитель или лицо исполняющее обязанности начальника таможенного органа. В данном случае заместителям начальника органа, часть своих полномочий делегирует сам начальник, а соответственно они выполняют функции начальника. Начальник органа и его заместители действуют от лица таможенного органа как такового, а соответственно принятые ими решения и совершенные действия необходимо обжаловать в вышестоящий таможенный орган как действия и решения органа.
При этом помним, что жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, то есть ФТС России подается в этот орган, то есть в ФТС России (ч.3 ст.38 ФЗ-311).
Например: Заместитель начальника таможни (в рамках полномочий делегированных ему начальником) подписал решение о классификации, значит подаем жалобу в региональное таможенное управление (РТУ). Если РТУ отказало в удовлетворении жалобы, подаем жалобу в ФТС России на решение РТУ по жалобе.
Инспектор таможенного поста некорректно провел досмотр и вписал в него данные не соответствующие фактическим, жалуемся начальнику таможнина результаты досмотра проведенного таможенным постом (хотя можем пожаловаться и его руководителю). Если начальник таможни отказал в удовлетворении жалобы, жалуемся на решение начальника таможни по жалобе в РТУ. Если Руководитель РТУ отказал в рассмотрении жалобы, жалуемся на его решение в ФТС России.
Чем быстрее доберемся до ФТС России (если нам откажут нижестоящие инстанции) тем быстрее будет поставлена точка.
Адреса таможенных органов всегда можно найти на сайте http://www.customs.ru, или сайтах таможенных управлений.
Если не хотите писать и ждать, а стоимость товара меньше 1,5 миллиона рублей или перемещаете одно транспортное средство, можно идти к начальнику вышестоящего органа с УСТНОЙ ЖАЛОБОЙ. Срок её рассмотрения ТРИ ЧАСА. Это нормы статьи 49 ФЗ-311.
Прибыв в приемную к начальнику сообщите, что Вы именно с устной жалобой, и обязательно проконтролируйте, что Вас записали в журнал устных жалоб. Если Вам откажут, тогда дальнейшее обжалование только письменное.
Помните, что согласно статье 40 ФЗ-311 жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
То есть ли оспариваете бездействие, то есть невыполнение таможенным органом обязанности в установленный срок, то трёхмесячный срок исчисляется с момента когда ожидаемое вами действие должно было быть совершено. Ждали выпуск товара, он не состоялся в определенную дату. На оспаривание 3 месяца с этой даты.
Если Вам вручили документ (прислали электронный документ в АРМ) у вас 3 месяца с момента его получения.
Когда Вам ДОЛЖНО было стать известно понятие растяжимое. Но если Вы не ходите на почту, а туда приходит корреспонденция, то момент истечения срока хранения корреспонденции можно рассматривать как этот самый срок.
Многие пытаются подать аналогичные жалобы и в суд и в вышестоящий таможенный орган. Имейте ввиду, что таможенный орган не имеет право её рассматривать жалобу если аналогичная подана в суд, так установлено частью 2 статьи 37 ФЗ-311.
С учетом трехмесячного срока на обжалование Вы конечно можете успеть подать жалобу в таможню, получить отказ, написать жалобу на решение по жалобе в вышестоящий таможенный орган и затем обратиться в суд.
Но тогда получается, что Вы зря потеряли время на обжалование в рамках ведомственного контроля, а кроме того вышестоящий таможенный откажет в рассмотрение в жалобе на решение нижестоящего по жалобе, поскольку сочтет, что в суде находится аналогичная жалоба.
Это конечно не аксиома, но начав ведомственное обжалование, желательно дойти до конца (ФТС России), а уже затем или оспорить решение ФТС России в Москве (если Вам удобно). или пойти в суд по месту нахождения органа оспаривая то самое решение которое ранее обжаловали в вышестоящих таможенных органах.
На этот счет есть определение Верховного Суда России от 16.12.2014 г. по делу № 305-КГ14-78 . http://право-екб.рфPdfDocument/43125b73-7e94-4746-8e09-efb598ce16be/A40-17523-2013_20141216_Opredelenie.pdf
Согласно этому определению, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ (срок на оспаривание действий и решений таможенных органов в Арбитражных судах) должен исчисляться с момента получения копии решения ФТС России по жалобе. То есть решения, после которого исчерпаны все возможности ведомственного обжалования.
Что просить у таможенного органа в жалобе.
С учетом положений статьёй 48 ФЗ-311 устанавливающей, что таможенный орган при вынесении решения по жалобе:
– признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
– отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение;
– отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
-) признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу, если такие меры и (или) действия не были приняты (совершены) ранее.
Логично просить:
Признать неправомерным, отменить, обязать принять новое решение или вынести его самостоятельно или определить меры которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершить необходимые действия.
Не логично, просить принять меры, разобраться в вопросе, укорить процесс и т.д.
Если решение в вашу пользу то согласно части 5 статьи 48 Фз-311 действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения.
Если решение не будет исполнено в срок, это еще один повод написать жалобу.
Подавая жалобу, будьте внимательные при подтверждении полномочий на подписание жалоб.
Требования к подтверждению полномочий закреплены в статье 38 ФЗ-311.
Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, – в ином документе.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариальноили в ином установленном федеральным законом порядке.
Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные настоящей главой, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Про требования к доверенности вроде бы написано исчерпывающе.
А что за документы удостоверяющие служебное положение, а также учредительными и иными документами?
Если упростить, то как правило к жалобе прилагаются:
– сведения из ЕГРЮЛ;
– приказ о назначении лица который выдал доверенность или сам подписал жалобу;
– устав, учредительный договор или иные документы, которые говорят, что лицо выдавшее доверенность или подписавшее жалобу имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности, то есть является органом данного лица.
– желательно приложить копию свидетельств о регистрации и постановке на учет (ИНН, ОГРН).
Указанные документы необходимо заверить руководителем организации сделав заверительную надпись, например;
«Копии верны оригиналам находящимся в ООО «___» по адресу. Директор ФИО подпись, дата»
Отправлять можно жалобу как непосредственно в орган на который жалуетесь, так и в вышестоящий.
Закажите услугу у юриста
Закажите услугу у юриста