Правительство утвердило перечень и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники постановлением от 26.09.2016 № 968 (далее – постановление № 968). Если заказчику поступило не менее двух заявок с российской продукцией, то он обязан отклонить все предложения с продукцией иностранного происхождения. Правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя. Изменение затронет закупку компьютеров, телефонов, принтеров, сканеров, телевизоров и другой радиоэлектроники.
Постановление № 968 не распространяеться на закупки у единственного поставщика, согласно пункту 2 постановления.
Как применять ограничения до 31 августа 2018 года
Начиная с 30 сентября 2016 года все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, необходимо отклонить, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:
- российского происхождения;
- разных производителей.
При отклонлении заявки или окончательного предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:
- заменить радиоэлектронную продукцию на товары иностранного происхождения;
- заменить производителя.
Ограничения и условия допуска устанавливаються, когда закупают:
- арматуру осветительную прочую, не включенную в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.190).
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (код ОКПД2 27.40.33.190);
- фонари электрические переносные, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето (код ОКПД2 27.40.21.120);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с люминесцентными газоразрядными лампами (код ОКПД2 27.40.33.120);
- табло световые и аналогичные устройства (код ОКПД2 27.40.24.120);
- устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные (код ОКПД2 27.40.25.120);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования с лампами накаливания (код ОКПД2 27.40.33.110);
- светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки (код ОКПД2 27.40.39.110);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света (код ОКПД2 27.40.33.130);
- прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (код ОКПД2 27.40.33.190);
Если код ОКПД2 закупаемого светового оборудования входит в группу ОКПД2 27.40 «Оборудование электрическое осветительное», то устанавливаються условия допуска светового оборудования иностранного производства по правилам приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.
При описании светового оборудования, соблюдайте требования статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Указание конкретного товарного знака, конкретной модели, возможно только когда:
- нет другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- необходимо обеспечить совместимость закупаемых товаров с товарами, которые уже есть в наличии;
- закупаете запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые используете в соответствии с технической документацией.
Есть риск, что должностное лицо, которое не выполнит требования, прописанные выше, привлекут к административной ответственности. Основание – части 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Рассмотрим ситуацию, как применить ограничения при закупке системного блока и принтера. На участие в аукционе поступило пять заявок: 1) Китай + Китай; 2) Россия + Китай; 3) Россия + Китай; 4) Россия + Китай; 5) Россия + Китай. В заявке 1 – производитель не указан. В заявках 2–4 производители российского товара разные. В заявке 5 – производитель российского товара не указан
Ограничения не применяют. Так как подано менее двух заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Об этом сказано в пункте 2 постановления № 968. Применяют условия допуска к заявкам с иностранными товарами из приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (п. 4 Постановления № 968).
Какую радиоэлектронику признают российской
Радиоэлектронику признают российской, если она отвечает одному из четырех условий.
Первое условие
Продукция, которую произвели в России, и та, что создают, модернизируют и осваивают в производстве в рамках специального инвестиционного контракта между инвестором или регионом и Россией. Однако условие действует только в течение не более:
- пяти лет со дня заключения специального инвестиционного контракта;
- трех лет со дня начала производства стороной – инвестором специального инвестиционного контракта.
Подтверждение от поставщика – специальным инвестиционным контрактом.
Второе условие
Продукция отвечает требованиям, которые предусмотрены приложением к постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719.
Подтверждение от поставщика – документом Минпромторга на производство на территории России радиоэлектроники (постановление от 17.07.2015 № 719, приказ Минпромторга от 12.11.2015 № 3568).
Третье условие
Оборудование отвечает параметрам телекоммуникационного и произведенного на территории России.
Подтверждение от поставщика – уведомлением Минпромторга о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
Четвертое условие
Подтверждено российское происхождение или государства – члена ЕАЭС продукции по Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009. Это условие применяют, лишь если по другим радиоэлектронику не признают российской.
Подтверждение от поставщика – сертификатом СТ-1 на предложенные в заявке или окончательном предложении отдельные виды радиоэлектронной продукции.
Радиоэлектронную продукцию признают российской, если ее происхождение подтверждено сертификатом СТ-1. Поэтому, если участник закупки предложил товар российского происхождения, но не подтвердил происхождение сертификатом СТ-1, признайте заявку соответствующей, а товар – иностранным. Данный вывод следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления № 968. Позицию подтвердил Арбитражный суд Калужской области в решении от 28.04.2017 по делу № А23-8246/2016.
Что представляют во вторых частях заявок в аукционе на закупку радиоэлектроники ?
Во вторых частях заявок представляют один из документов:
- Специальный инвестиционный контракт.
- Подтверждение, что страна происхождения продукции – РФ.
- Уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
- Уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии).
- Сертификат СТ-1.
Об этом сказано в пункте 7 постановления № 968.
Рассмотри следующий случай: на участие подано четыре заявки. В трех – российский товар и приложена декларация о стране происхождения товара. В четвертой – китайский товар
Ограничения не применяються, если участник предлагает российский товар, то он должен подтвердить страну происхождения. Такой вывод следует из пунктов 2 и 7 постановления № 968. Документы, которые представляют участники для подтверждения страны происхождения товара, указаны в пункте 7 постановления № 968. Декларации среди них нет.
Или в следующей ситуции, если поступило 3 заявки, в одной заявке из них – иностранный товар. В двух других – российский. Где российский товар: первая позиция – разные производители, вторая – один и тот же производитель
Ограничения также, не действуют, не выполнено требование пункта 2 постановления № 968. Заявки с российским товаром содержат предложения о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Как применять ограничения с 1 сентября 2018 года
С 1 сентября 2018 года ограничения и условия допуска не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Необходимо отклонить все заявки или окончательные предложения, в которых предложена радиоэлектронная продукция иностранного происхождения, за исключением государств – членов ЕАЭС. Сделайте это, если есть две заявки, которые отвечают требованиям извещения, документации о закупке и которые одновременно содержат товары:
- из государств – членов ЕАЭС;
- разных производителей.
Если отклонили заявки, окончательные предложения с иностранным товаром, то при исполнении контракта нельзя:
- заменить радиоэлектронику на товары иностранного происхождения. Исключение: государства – члены ЕАЭС;
- заменить производителя.
Какую радиоэлектронику считать произведенной в ЕАЭС
Радиоэлектронную продукцию признают продукцией ЕАЭС в порядке, который предусмотрен в нормативных правовых актах государств – членов ЕАЭС. Российские товары определяйте по правилам, установленным для отечественной радиоэлектроники.
Когда ограничения не действуют
Не применяйте ограничения и условия допуска, если:
- закупку начали до вступления в силу постановления № 968 – 30 сентября 2016 года;
- закупку проводит на территории иностранного государства дипломатическое, торговое представительство, консульское учреждение Российской Федерации или другая организация из списка в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ.
Исключения записаны в пункте 11 постановления № 968.
Рассмотри следующию ситуацию, на аукцион подано пять заявок, в двух предложен российский товар, но нет сертификатов СТ-1
Поступите следующим образом:
- Рассмотрите заявки и оцените возможность применения пункта 2 постановления № 968.
- Если пункт 2 постановления № 968 неприменим, рассмотрите заявки на применение приказа № 155.
В рассматриваемом случае к заявкам с российским товаром не приложен сертификат СТ-1. Такие заявки не отклоняют. Предложенный товар приравнивают к иностранному. Это следует из подпункта «г» пункта 6 и подпункта «г» пункта 7 постановления № 968. Ограничения не применяют, так как условие пункта 2 постановления № 968 не соблюдено. Заказчик принимает решение о применении приказа № 155.
Если победителем будет участник, который предложит товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если в предложении победителя будет товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов. Согласно приказу № 155 наличие сертификата СТ-1 в заявке не обязательно. Участник вправе продекларировать страну в любой форме, в том числе и путем ее указания в первой части заявки.
Ситуация: как применяют приказ № 155, если закупают товар из перечня к постановлению № 968 и лишь часть его указана в приказе № 155
Заказчик не вправе применять приказ № 155 и устанавливать условия допуска в извещении и документации о закупке, так как только часть закупаемого товара указана в приложении к приказу. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 8 приказа № 155.
Если условия пункта 2 постановления № 968 не будут выполнены и заявки с иностранным товаром не будут отклонены, то заказчик не будет применять пункт 4 постановления № 968.
Рассмотри следующию ситуацию, радиоэлектроника по ОКПД2 включена в перечень к постановлению № 968 и не поименована в приказе № 155
Нет, не устанавливать. Заказчик не вправе устанавливать условия допуска, если товар не предусмотрен в перечне к приказу от 25.03.2014 № 155 (п. 1 приказа от 25.03.2014 № 155, решение Курганского УФАС от 13.12.2016 № 05-02/244-16).