Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Как сформировать лот?


Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны. Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика. Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ.
Закупки, на которые чаще всего жалуются участники, смотрите в рекомендации.

Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Когда выделяют лоты

Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание.
В лоте заказчик указывает отдельно:
  • описание объекта закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;
  • условия контракта.
Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион?

Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе. Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.
Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки – любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №...» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель ?

Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. Показатель нужен, чтобы участнику было удобно пользоваться ЕИС. Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.

Допустимо ли объединить в один лот закупки на строительство нескольких объектов на территории региона?

Допустимо, Закон № 44-ФЗ не запрещает объединять объекты закупки по разным адресам. На это указано в письме Минэкономразвития России от 28 сентября 2016 года № Д28и-2635 и решении УФАС России по Республике Татарстан от 26 апреля 2016 года № ИП-04/5837.
Учтите, Минэкономразвития поясняет, что закупка с несколькими адресами в одном лоте может ограничить конкуренцию участников (письмо от 28 сентября 2016 г. № Д28и-2635).
Не включайте в один лот товары, работы или услуги, которые не связаны между собой технологически и функционально. Например, не объединяйте в один лот ГСМ и лекарства. В противном случае нарушите часть 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

Кроме того, нельзя:
  • координировать действия участников закупки, заключать с участниками соглашения, которые ограничат конкуренцию;
  • создавать конкурентные преимущества для отдельных участников;
  • нарушать порядок, в котором определяют победителя закупки;
  • участвовать в закупке, которую проводите. Запрет распространяется и на сотрудников организации.
Ограничения перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Лекарства с разными международными непатентованными наименованиями (МНН)

Заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, только если НМЦК не превышает предельное значение. Предельные цены установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.
 
Предельная цена Сумма, которую заказчики направили на закупку лекарств в предшествующем году
1 млн руб. Менее 500 млн руб.
2,5 млн руб. От 500 млн до 5 млрд руб.
5 млн руб. Более 5 млрд руб.

Смешивать в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями нельзя. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Также ФАС России пояснила, что заказчик нарушает конкуренцию, когда:
  • объединяет в один лот поставку и отпуск лекарственных препаратов;
  • закупает наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства вместе с другими препаратами;
  • объединяет в один лот лекарства, у которых в пределах одного МНН несколько торговых наименований, и уникальные препараты, у которых только одно торговое наименование в пределах МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупает лекарства вместе с медицинскими изделиями и другими товарами.
Об этом сказано в письме ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15.

Правомерно ли включать в один лот лекарства с различными химическими группами?

Правомерно, но только если НМЦК лота не превышает предельное значение из постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. № 929. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик планирует закупить лекарства. Часть лекарств относится к одному и тому же ОКПД, а часть – к противотуберкулезным препаратам. Как правильно сформировать лоты?

Когда формируете лоты, берите за основу МНН или химические группировочные наименования. Не смешивайте в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Если закупаете лекарства с разными МНН, соблюдайте предельные значения, которые установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.
Например, вы направили в предшествующем году на закупку лекарств менее 500 млн руб. Тогда НМЦК лекарств с разными МНН не может превышать 1 млн руб. Если закупаете лекарства с одним и тем же МНН, ограничений нет.
Закупите отдельно от остальных лекарств препарат по МНН, если вам нужна лекарственная форма и дозировка, которую выпускает только один производитель.
Информацию о единственном производителе возьмите из Государственного реестра лекарственных средств. Также не закупайте вместе с другими препаратами наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства (письмо ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15).
Не руководствуйтесь ОКПД или принципом единого назначения, например, «противотуберкулезные препараты». Законом № 44-ФЗ этого не предусмотрено.

Вправе ли заказчик закупить лекарства из вместе с другими препаратами?

Да, заказчик вправе включать в один лот лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и другие средства. Закон № 44-ФЗ не устанавливает запрета. При этом заказчики должны соблюдать предельные значения, установленные Правительством РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.

Вправе ли заказчик объединить в одном лоте различные расходные материалы, например нити хирургические и зонды?
Да, если товары функционально связаны.
Участник закупки вправе пожаловаться в ФАС России и заявить, что заказчик, который объединяет в один лот различные расходные материалы, ограничивает конкуренцию. Однако жалобу признают необоснованной, если заказчик докажет, что закупает товары, которые функционально связаны.
Пример – решение Курганского УФАС России от 19 февраля 2014 г. № 05-02/23-14. Заказчик закупал расходные материалы и медизделия для стационара: шприцы, дезинфицирующие и перевязочные средства, стерилизационные товары, продукцию для рентгенкабинетов. Участник посчитал, что это разноименные группы товаров, и пожаловался в УФАС России. Антимонопольная служба признала жалобу необоснованной.

Медицинские товары с разными лицензиями

Нельзя объединять в один лот медицинские товары, на которые требуются разные лицензии, – так считают судьи. Доводы заказчиков, что такая закупка удобна и отвечает их интересам, суды не принимают.
Пример закупки лекарств с разными лицензиями – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № А69-2678/2014. Заказчик приобретал наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вместе с обычными лекарствами. В документации заказчик установил, что участники закупки должны представить одновременно три лицензии: на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств и на оборот психотропных веществ. Судья указал, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ведь лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ выдают только государственным унитарным предприятиям и госучреждениям. А лицензию на фармацевтическую деятельность может получить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Продукты питания

Объединять продукты с разными наименованиями в один лот нельзя – это ограничивает число участников закупки. Вместе с тем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна: судьи поддержат позицию заказчика, который докажет, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.
Когда формируете лот на закупку продуктов, соблюдайте два правила.

Правило 1. Учитывайте технологическую и функциональную взаимосвязь продукции.
Когда определяете технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, исходите из совокупности критериев:
  • техническая однородность;
  • потребительское назначение;
  • взаимозаменяемость.
Такой совет дало Челябинское УФАС России в решении от 21 апреля 2014 г. № 166-ж/2014.

Правило 2. Проанализируйте, способен ли потенциальный участник закупки, в том числе производитель, поставить одновременно несколько наименований. Иначе рискуете, что вас обвинят в ограничении конкуренции.

Пример: об объединении продуктов питания в один лот
Заказчик Челябинской области объединил в один лот поставку молока, молочной продукции, сгущенного молока и сыра.
УФАС России решило, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Судья согласился с антимонопольной службой и признал, что заказчик сократил число участников закупки.

Суд установил, что молочные заводы Челябинской области не производят сыр и сгущенное молоко. А это означает, что у производителей нет возможности участвовать в аукционе. Заказчик также ущемил права поставщиков, которые специализируются на поставке сыра и сгущенного молока и работают с заводами-производителями (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 г. № 18АП-13021/2014).

Строительство объекта под ключ и поставка оборудования

Заказчик вправе объединить в один лот выполнение строительных работ, поставку оборудования и его монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. То есть заказчик не сможет поставить и установить оборудование и не изменить объект строительства после того, как стройка завершится. Такой позиции придерживается ФАС России, и суды ее поддерживают.

Если же ФАС России или суд решат, что поставка мебели и оборудования технологически и функционально не связана с объектом строительства, закупку признают незаконной. Подобное дело рассмотрел Арбитражный суд Москвы. Заказчик включил в один лот строительные работы под ключ и поставку медицинской техники. Антимонопольный орган признал, что заказчик нарушил закон. Суд согласился с решением ФАС России. Заказчик не доказал, что невозможно смонтировать оборудование уже после строительства и не изменить конструктивные решения здания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. № А40-57028/15).

Лицензируемые и нелицензируемые работы

Лицензируемые и нелицензируемые работы объединять нельзя – это снижает число участников закупки. В результате заказчик нарушает антимонопольное законодательство и 44-ФЗ. Такое мнение ФАС России высказала в письме от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Суды поддерживают позицию антимонопольного органа.

Пример: об объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ

Заказчик закупал работы по производству и реализации защищенной и не защищенной от подделок полиграфической продукции.
ФАС России признала, что заказчик нарушил часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с антимонопольной службой.
Судьи выяснили, что производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции лицензируется, а не защищенной от подделок – нет. Заказчик объединил в один лот лицензируемые и нелицензируемые работы, что препятствует конкуренции. Участники, которые производят и реализуют не защищенную от подделок полиграфическую продукцию, не смогут участвовать в закупке. Ведь у них не будет лицензии на такие же работы по защищенной от подделок продукции (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф08-2320/2016).

Компьютеры и программы

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.
Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).


 


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство