Чем мы можем Вам помочь?

Задать вопрос юристу


Государственно-принудительные меры правоохранительного характера

2018-07-16

Понятие и виды государственно-принудительных мер правоохранительного характера

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права – важнейший элемент содержания принадлежа- щего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государствен- ного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного при- нуждения – важное условие реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц.

К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуют- ся в юрисдикционной форме – в судебном или административном по- рядке.

Эти меры можно разделить на две группы:
а) государственно-принудительные публичные меры защиты граж- данских прав;
б) собственно гражданско-правовые государственно-принудительные меры защиты гражданских прав, не обладающие признаками граж- данско-правовой ответственности.

Государственно-принудительные публичные меры защиты гражданских прав

К данной группе мер можно отнести следующие способы защиты гражданских прав:

а) признание недействительным (недействующим) нормативного акта го- сударственного органа, органа местного самоуправления (ст. 13 ГК);

б) признание недействительным ненормативного акта органа госу- дарственной власти, органа местного самоуправления (ст. 13 ГК);
в) выдача предписаний внесудебными административными органа- ми, обладающими правоприменительными (юрисдикционными) полномочиями;
г) иные публичные меры защиты гражданских прав.

Федеральные законы, нормативные акты1 Президента РФ, Сове- та Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ только Конституци- онным Судом Российской Федерации в порядке, определенном Фе- деральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом соот- ветствующий правовой акт утрачивает силу (перестает действовать) полностью или в части, что является весьма эффективной мерой за- щиты гражданских прав. Так, благодаря постановлению КС РФ от 14 мая 1999 г.2 № 8-П «По делу о проверке конституционности поло- жений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса РФ3» и его расширительному толкованию в определении от 27 ноября 2001 г. об официальном разъяснении постановления КС РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П4 была прекращена практика, при которой приобретенные по договорам купли-продажи транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не было завершено, подлежали конфискации даже у добросовестных приобретателей.

Кроме того, нормативные акты Президента и Правительства РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц при их несоответствии федеральным законам при- знаются недействующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке, предусмотренном нормами гл. 24 ГПК и гл. 23 АПК5. Так, в частности, Верховный Суд РФ рассматривает дела об ос
паривании нормативных актов Президента и Правительства РФ при условии, что не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны1; Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных актов Президента и Правительства РФ, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом оспаривания в указанных случаях являются подзаконные нормативные акты. Граждане и юридические лица вправе обра- титься в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом мест- ного самоуправления, должностным лицом, если полагают:
  • что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его по- ложения не соответствуют закону или иному нормативному право- вому акту, обладающему большей юридической силой, и нарушают их гражданские свободы, права и законные интересы;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 251 ГПК, п. 1 ст. 192 АПК).
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативно- му правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд при- знает нормативный правовой акт недействующим (не подлежащим применению) полностью или в части (п. 2 ст. 253 ГПК, подп. 2 п. 2 ст. 195 АПК).

Признание недействующим (недействительным) нормативно-пра- вового акта играет двоякую роль. С одной стороны, пресекаются имею- щиеся нарушения прав и свобод, с другой стороны, превентивно ис- ключается их совершение в будущем. Например, при признании судом недействительным нормативного акта о ценах на продукцию (услуги) 
естественных монополий пресекаются злоупотребления доминирую- щим положением на рынке со стороны такой монополии и одновре- менно исключается нарушение прав потребителей их продукции (ус- луг) в будущем.

Согласно ст. 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняе- мые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Следовательно, по букваль- ному тексту ст. 13 ГК объектом обжалования является ненормативный акт. Указанные формы актов являются административно-правовыми, вытекают из отношений власти и подчинения, но зачастую служат воз- никновению, изменению или прекращению гражданских прав и обя- занностей. Поэтому их оспаривание в суде также есть мера защиты гра- жданских прав и свобод. Например, субъект права постоянного (бес- срочного) пользования земельным участком, оспаривая акт об отводе другому субъекту для строительства земельного участка из земель, на- ходящихся в государственной собственности, по причине нарушения границ его участка, защищает свое ограниченное вещное право.

Основанием оспаривания ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления является их несоответ- ствие закону, в силу которого они нарушают гражданские свободы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 254 ГПК, п. 1 ст. 198 АПК). При признании недействительным не- нормативного акта нарушенные гражданские права подлежат восста- новлению способами, предусмотренными в ст. 12 ГК.

Третьим видом из группы рассматриваемых мер защиты граждан- ских прав являются предписания, выдаваемые внесудебными админи- стративными органами, обладающими правоприменительными (юрис- дикционными) полномочиями, в случаях, указанных в законе.

Так, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы по результатам рассмотрения дел о нарушении субъекта- ми предпринимательской деятельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции впра- ве выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согла- шений; о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом 
доминирующего положения на рынке; о прекращении недобросовестной конкуренции; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров, условия которых противоре- чат нормам законодательства о защите конкуренции, и др. Исполне- ние перечисленных предписаний обеспечивается штрафными санк- циями, установленными антимонопольным законодательством, за- конодательством об административных правонарушениях, а также возможностью судебного принуждения. Несомненно, что реализа- ция подобных предписаний служит защите гражданских прав и сво- бод граждан и юридических лиц.

В составе иных публичных мер по защите гражданских прав в первую очередь необходимо выделить конфискационные санкции, в силу ко- торых имущество может быть изъято у собственника по решению су- да за совершенное правонарушение (п. 1 ст. 243 ГК). Такие санкции предусмотрены, например, по отношению к лицам, совершившим не- действительные сделки с использованием обмана, насилия, угрозы по отношению к контрагенту по сделке (ст. 179 ГК).

К числу иных публичных мер по защите гражданских прав также относится такая мера, как признание судом контрафактными матери- альных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, с последующим изъя- тием их из оборота и уничтожением. Она применяется, если изготов- ление, распространение, иное использование, а также импорт, пере- возка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуа- лизации, приводят к нарушению исключительного права на такой ре- зультат или на такое средство (п. 4 ст. 1252 ГК).

Гражданско-правовые государственно-принудительные меры защиты гражданских прав, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности

К таким мерам защиты можно отнести:
  • признание права;
  • негаторный и виндикационный иски;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение пос- ледствий ее недействительности;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • применение последствий ничтожной сделки;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • истребование неосновательного обогащения;
  • иски об освобождении имущества от ареста (исключение из описи);
  • истребование имущества собственником, явившимся после объяв- ления его умершим;
  • отказ в защите права при совершении злоупотребления правом;
  • иные меры, предусмотренные законом.
Данные меры являются собственно гражданско-правовыми, пото- му что они, во-первых, применяются судом только к участникам граж- данских правоотношений, в которых правонарушитель и потерпевший находятся в отношениях равенства, а не субординации, и, во-вторых, их применение по общему правилу возможно только по инициативе субъекта, права и законные интересы которого нарушаются или мо- гут быть нарушены.

Признание права как самостоятельный способ обычно используется для защиты исключительных прав (ст. 1250–1252 ГК). Если, например, автор сталкивается с плагиатом (литературным воровством), в резуль- тате которого произведение, созданное им и переданное для прочтения другому лицу, оказывается опубликованным за именем последнего, он может требовать в суде признания своего авторского права.

Управомоченное лицо может использовать признание права как са- мостоятельный способ защиты права лишь при условии, что требова- ние адресуется конкретному нарушителю его права. Поэтому суд не может признать право собственности по требованию лица, которое добросовестно, открыто и непрерывно владело как своим собственным недви- жимым имуществом в течение 15 лет (п. 1 ст. 234 ГК), если его владе- ние никем не оспаривается. В данном случае при отсутствии спора доб- росовестный давностный владелец в соответствии со ст. 218 АПК и со ст. 264 ГПК должен обратиться в суд с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение, – факта владения и пользова- ния недвижимым имуществом как своим собственным, который и явит- ся основанием для регистрации права собственности на это имущество в государственном реестре.

Признание права может быть как самостоятельным способом защиты, так и необходимым составным элементом других способов защиты. Так, при решении вопроса о виндикации вещи суд в первую очередь должен признать право собственности истца на эту вещь и уже потом решать вопрос о наличии или отсутствии условий для ее виндикации (ст. 301 ГК). Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как способ защиты права может быть использован за счет реализации 
различных мер защиты. Для защиты прав участников корпоративных правоотношений может применяться такая мера, как признание недействительными юридически значимых действий органов корпора- тивных юридических лиц. Решения общих собраний хозяйственных обществ как юридически значимые действия гражданско-правового характера могут быть признаны судом незаконными (недействитель- ными). При признании судом недействительным решения общего собрания участников корпоративного юридического лица восстанав- ливается положение, существовавшее до его принятия. Так, если не- действительным признается решение общего собрания акционеров о реорганизации общества, то исполнительный орган общества перестает быть обязанным совершать сделку по реорганизации, кредиторы общества теряют право на досрочное исполнение обязательств и т.п. Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав реализуется судом за счет применения мер, направлен- ных на устранение разногласий между участниками гражданских пра- воотношений, возникших при определенных обстоятельствах. К ним
относятся, в частности:
  • определение судом долей в праве общей собственности на строение или иное имущество либо реальный раздел имущества, если этого требуют стороны и имущество может быть разделено без ущерба его прямому назначению;
  • установление судом справедливого объема цены за оказанные услуги;
  • определение судом объема содержания гражданину по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • расторжение судом договора при его существенном нарушении какой-либо из сторон и т.п.
Такие гражданско-правовые меры государственно-принудительного характера, как негаторный и виндикационный иски; призна- ние оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий ничтожной сделки; присуждение к исполнению обязанности в натуре; истребование неосновательного обогащения и иные, рассматриваются в других главах настоящего учебника.

Гражданско-правовые меры государственно-принудительного ха- рактера весьма разнообразны по содержанию и основаниям примене- ния, но все они используются для пресечения нарушения права, уст- ранения неясности в правовом положении субъектов, для восстановления положения, существовавшего до правонарушения.


назад



Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


Закажите услугу у юриста

Ваши обращения конфиденциальны!


+


Образцы заявлений

Законодательство