Чем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуЧем мы можем Вам помочь?
Задать вопрос юристуКомпании, которые частично или полностью принадлежат государству, проводят конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.
Заказчик размещает закупки разными способами в зависимости от того, как он будет отбирать поставщика. Самые популярные способы — электронный аукцион, конкурс и запрос котировок.
Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.
Закупки делят на 3 группы в зависимости от заказчиков:
Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок.
Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. Таких закупок становится меньше: в 2014 году их было 48,2%, а в 2015 году — уже 40,4%.
Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru. При этом электронные процедуры дублируются на федеральных электронных площадках. До 1 января 2014 так же публиковали закупки по 94-ФЗ.
Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:
Коммерческие закупки публикуются на сайтах заказчиков и на электронных площадках.
Zakupki.gov.ru | 44-ФЗ и 94-ФЗ, крупные 223-ФЗ |
Коммерческие ЭТП | 223-ФЗ, коммерческие закупки |
Контур.Закупки | zakupki.gov.ru + 5 коммерческих ЭТП (B2B-Center, Fabrikant, Газпромбанк, Сбербанк-АСТ, OTC) |
Несколько советов
Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.
Извещение об открытых процедурах доступно всем участникам. Извещение о закрытых процедурах напрямую отправляется приглашаемым участникам, оно не подлежит размещению в средствах массовой информации.
Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.
Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:
К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки.
Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывается название, своя НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.
После того, как вы нашли интересную закупку, посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном. Заявки в бумажном виде на конкурс или котировку можно доставить лично или почтой. Для участия в электронных процедурах нужно подать заявку на электронной торговой площадке, где проводится закупка.
Бумажный вид (запрос котировок, конкурс) |
Лично или почтой. |
Электронный вид (электронный аукцион) |
На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Нужно:
|
Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.
Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.
Внимательно отнеситесь к оформлению заявки
Заказчик может отклонить заявку из-за того, что документы в ней идут не по порядку или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.
Заложите время на дополнительные процедуры
Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку. Заранее получите сертификат электронной подписи, если решили участвовать в электронной процедуре.
У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.
Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.
Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, где проводились торги (в электронном аукционе).
Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:
Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.
В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли в конкурсе, чего вам не хватило: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.
Все участники в течение 10 дней после объявления победителя могут обжаловать в ФАС итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если будут выявлены серьезные нарушения.
Закажите услугу у юриста